— Мама, прекрати смотреть эту ерунду! Неужели тебе совершенно больше нечем заняться? Гуляла бы лучше почаще, до парка десять минут медленным шагом. Нельзя же весь день сидеть у телевизора! Мало того что ты зрение, которого и так почти нет, портишь, так ты еще и расстраиваешься после просмотра некоторых телепередач. Давай мы тебя в санаторий отправим? Съездишь, нервы подлечишь, может быть, друзей новых себе заведешь.
Таисии Петровне предложение сына о поездке в санаторий не понравилось: видимо, сказывался возраст, пожилая женщина стала капризной, как ребенок.
— Что я буду делать в этом вашем санатории? Чем там заниматься?
— Ну как же, мама? Там лечение, процедуры разные, оздоровительные прогулки на свежем воздухе, экскурсии иногда перепадают, смотря в какой санаторий путевку взять. А самое главное — ровесники там твои, живое общение! Ну что ты постоянно сидишь у телевизора?
— Оставь в покое мой телевизор! За столько лет он мне единственным другом стал. Вы, вон, живете совсем рядом, а приезжаете один-два раза в месяц, совсем мать забыли, не навещаете. Внуки, конечно, чаще забегают, но тоже ненадолго: у них свои заботы, уроки, прогулки, друзья, игры, а я здесь одна кукую. После смерти Барсика вообще от одиночества хоть вой!
— Мама, да в чем проблема? Давай мы тебе котенка купим? Вон, в нашем приюте и щенков, и котят бесплатно раздают. Хочешь, прямо сейчас съездим и выберем тебе того, кто понравится?
— Сынок, скажи, ты сейчас надо мной смеешься? Какое в моем возрасте домашнее животное? Мне в этом году семьдесят шесть исполняется. Спасибо, конечно, за то, что ты думаешь, что я переживу кота или собаку… Если со мной что случится, куда бедное животное денется? Нет, больше никого себе после Барсика заводить не буду, когда он-то жил, я все молилась, чтобы утром проснуться, чтобы смерть моя внезапной не была.
— Мам, ну нельзя же так. Ты на собственное самочувствие посмотри: новости по этому зомбоящику посмотришь и сразу же падаешь с высоким давлением, тебе три раза в неделю соседка скорую вызывает! Мама, давай ты переедешь к нам? Пора, наверное, тебе не кажется? Что ты здесь одна в четырех стенах сидишь?
— Не поеду я к вам! Где я у вас жить буду? Да и мешать только буду, я до трех-четырех утра не сплю, маюсь, хожу туда-сюда: то в кухню за молоком, то в туалет, будить вас буду постоянно. Нет, даже не думай, никуда не поеду, в своей квартире останусь.
Илья вернулся домой расстроенным, Ира, его супруга, это сразу же заметила:
— Илюш, ты маме лекарства отвез? Как она себя чувствует? Все нормально?
— Да как она себя чувствует… Получше вроде бы. Лекарства передал.
— Про переезд не разговаривал?
— А как же, разговаривал, но ничего нового мне не сказала.
— Опять отказалась?
— Отказалась. Сказала, что будет нам мешать. Как бы лишить ее телевизора? Боюсь, если просто его забрать, у мамы случится истерика, жить теперь без телевизора она не может.
— Но это ведь тоже, Илья, не дело. Ты посмотри, что в мире происходит: она новостей насмотрится и начинает переживать, здоровье свое гробит только.
— Знаю, Ириш, надо думать. Я попытался уговорить ее съездить на время в санаторий хотя бы на пару недель, но она тоже отказалась. Может быть, ты попробуешь с ней поговорить?
— Попробую. Сейчас ужин приготовлю и позвоню Таисии Петровне.
После отъезда сына Таисия Петровна включила телевизор: через пятнадцать минут должен начаться ее любимый сериал и как раз заключительная серия — она наконец-то узнает, кто отец Антонио: Лукас или Педро. Пожилая женщина сходила на кухню, налила себе большую кружку чая и в тарелочку положила несколько овсяных печенек, аккуратно донесла все до журнального столика в гостиной, села в кресло и стала ждать.
За сорок пять минут, что шел сериал, Таисия Петровна успела несколько раз расстроиться и обрадоваться: заключительная серия оказалась очень интересной. Особенно поразила Таисию Петровну концовка: отцом Антонио оказался Хуан, главный отрицательный герой! Пожилая женщина во время рекламной паузы взяла пустую кружку и понесла ее на кухню, под нос бормоча:
— Как это так? Надо же, Хуан оказался отцом, получается, Лусия с ним много лет назад согрешила. Надо срочно позвонить Зине, узнать, посмотрела она эту серию или нет.
Обсудив с подругой концовку сериала, Таисия Петровна засобиралась в магазин, женщина планировала приготовить борщ — заглянула в холодильник и не обнаружила капусты. Выходить на улицу не хотелось, хоть магазин и располагался недалеко, ей все равно придется пропустить начало любимой юмористической передачи, но делать было нечего. Пришлось идти.
У подъезда Таисия Петровна столкнулась с хорошей знакомой, живущей этажом ниже:
— Тая, ты сериал досмотрела?
— А как же, досмотрела.
— Расскажи, чем кончилось, а? Представляешь, у меня на самом интересном месте телевизор выключился и больше не включился! Сломался, наверное.
— Ой, ты что, там такая драма! Выяснилось наконец, кто был любовником Лусии.
— Тая, да говори ты скорее, кто это был!
— Да Хуан это был, Хуан! Как ты теперь, Нин, без телевизора-то?
— Ой, не знаю, Тая. Можно я вечерами к тебе подниматься буду? У меня же еще два сериала любимых.
— Да приходи, будем вместе смотреть. А что ты сыну не звонила?
— Да звонила, просила, чтобы он мне телевизор привез.
— А он что?
— Сказал, что денег нет.
— Какой неблагодарный! А ко мне, представляешь, приезжал Илюша сегодня, хотел, чтобы я согласилась съездить в санаторий. Я ему объясняю: зачем мне твой санаторий, что я там буду делать? Телевизор можно только по два-три часа смотреть, и то вечером. Это я, получается, днем все свои любимые передачи пропущу.
— Хороший у тебя сын, Тая, заботливый. Не то что мой.
Таисия Петровна, попрощавшись с Ниной Алексеевной, ускорила шаг, про себя ругаясь. Ну вот, еще на пятнадцать минут опоздала! И дернул же черт Нинку именно в это время на подъезд выйти, ее задержать! Неужели нельзя по телефону позвонить и спросить, чем кончился сериал? Из-за болтливой соседки она пропустит теперь половину передачи!
Дети Ильи и Иры, Соня и Миша, старались бабушку навещать практически каждый день, им старушка была искренне рада. Подросткам иногда удавалось даже вытащить бабушку на прогулку: уж кому, а любимым внукам Таисия Петровна отказать не могла. Именно через них и решил действовать Илья.
Вечером, когда вся семья собралась за ужином, мужчина произнес:
— Сонечка, у меня для тебя будет важное задание. Миша, ты тоже подключайся, помоги сестре.
Девочка заинтересовалась:
— А что делать надо, пап?
— Вам нужно уговорить бабушку съездить в санаторий. Я этого сделать не смог, мама — тоже. Бабушка только вам отказать не может.
— Пап, а зачем ее нужно отправлять в санаторий? Если не хочет бабушка ехать — пусть не едет.
— Понимаешь, солнышко, вашей бабушке уже восемьдесят пять, и чем старше она становится, тем сложнее с ней договариваться. В последнее время у нее большие проблемы со здоровьем, как я подозреваю, из-за телевизора.
В разговор вмешался Миша:
— Ты что, Сонь, не помнишь, когда три недели назад мы у бабушки на выходных гостили? Она посмотрела какой-то документальный фильм про детские дома — мы тогда ее с тобой еле откачали, я в аптеку за валокордином бегал. Пап, может быть, вообще выбросим этот телевизор?
— К сожалению, сынок, не получится. Она, если увидит, что телевизор пропал, обидится или, что еще хуже, в обморок свалится. Тут действовать нужно аккуратно. Для начала попробуйте ее уговорить съездить в санаторий.
Миша и Соня каждый день забегали к бабушке после уроков и через четыре дня сообщили родителям радостную новость: бабушка все-таки согласилась съездить отдохнуть, но не больше, чем на неделю — дольше без телевизора она не выдержит.
Таисия Петровна вернулась из санатория бодрая и отдохнувшая. Илья, встречая мать, сделал ей комплимент:
— Мама, ты ли это? Я тебя сразу и не узнал: смотрю и думаю, что это за молодая незнакомая девушка идет.
Старушка, когда сын нагнулся к ней, чтобы поцеловать, отвесила ему легкий подзатыльник:
— Тоже мне, шутник. Как дела-то? Я с тобой, Илья, сейчас ругаться буду! У нас какой уговор был?
— Ты о чем, мам?
— Мы договаривались, что отдыхать я поеду на неделю, а ты меня на четырнадцать дней сплавил!
— Мам, в стандартных путевках именно такой срок прописан. Ты разве плохо отдохнула?
— Отдохнула я, конечно, хорошо, тут с этим я не спорю. Просто как-то нечестно получилось, ты мне соврал!
— Ладно, мам, поехали домой. Будем праздновать твое возвращение.
Зайдя к себе в квартиру, Таисия Петровна не спеша разделась, разложила чистые вещи, переоделась в домашнее и пошла на кухню: там хлопотала невестка, заканчивая накрывать на стол. Ирина чмокнула свекровь в щеку и спросила:
— Ну что, мам, как вы себя чувствуете? Смотрю, отдых в санатории пошел вам на пользу, вон какой румянец на щеках.
— Да, здоровье я и правда поправила, спасибо вам. А я ведь не хотела ехать. У вас какие новости?
— Да у нас все по-старому. Кстати, Таисия Петровна, я вам кое-что сказать должна.
— Что случилось?
— Понимаете, дело в том, что, пока вы отсутствовали, у вас сломался телевизор.
— Как сломался? Когда? И что, теперь вообще не работает?
Таисия Петровна подскочила и бросилась в гостиную. Действительно, на тумбочке телевизора не было.
— Вы куда телевизор мой утащили? — едва не плача, спросила Таисия Петровна.
— Не волнуйся, ба, — пришел на выручку родителям Миша, — мы его в ремонт сдали. Мастер сказал, что через несколько дней он все починит.
— А что я буду делать эти несколько дней? Что смотреть я буду?
— Это, ба, вообще не проблема. Пойдем, я тебе одно чудо техники покажу.
***
Пока Таисии Петровны не было дома, семья думала, как избавить пожилую женщину от негатива, который демонстрирует телевизор. Выход предложил Миша:
— Пап, а бабушка нервничает только ведь из-за просмотра новостей?
— Да, в основном. Она же знает, что события, которые демонстрируются на экране, реальные, вот и переживает за людей.
— Так давайте уберем эти события из телевизора.
— Каким образом?
— Да просто отключим ей кабельное.
— И что она будет смотреть?
— Помнишь, пап, ты несколько лет назад дарил нам с Соней DVD-проигрыватель? Тот, который выглядит, как ноутбук?
— Да, помню, и?
— Давай я буду разные сериалы добрые бабушке на DVD-диск на компьютере записывать, а она пусть у себя их смотрит. Записать вообще можно все, что угодно: хочешь — «Поле чудес», хочешь — мыльную оперу. В интернете все есть.
— А что, сынок, это идея! Отличная, между прочим. Молодец, как я сам до этого не додумался! А как мы от телевизора избавимся?
— Тоже очень просто: скажем бабушке, что тот сломался. Если хочешь, я могу всю вину на себя взять. Скажу, что втихую от вас на ее телевизоре в приставку играл, а тут напряжение скакнуло, и там, внутри, что-нибудь перегорело.
— Ира, ты посмотри, какой у нас сообразительный сын! Молодец, Миша, так и сделаем.
Миша принес DVD-проигрыватель и положил бабушке на колени, Таисия Петровна расстроенно спросила:
— И что это?
— А ты крышку, бабушка, подними.
Таисия Петровна послушно потянула крышку вверх и увидела небольшой темный экран:
— Это что, такой же прибор, как у тебя для игрушек всяких?
— Нет, ба, это немного другое, это — DVD-проигрыватель с экраном, это как мини-телевизор. Если хочешь, сейчас я покажу тебе, как им пользоваться.
Таисия Петровна быстро научилась управлять новым гаджетом, Миша позже приволок к бабушке большой пакет DVD-дисков. Через неделю Таисия Петровна напрочь забыла о телевизоре, Миша послушно каждый день принимал от бабушки заказы. Таисия Петровна звонила внуку и просила:
— Мишенька, что-то очень сегодня мне хочется посмотреть «Покровские ворота». Ты можешь мне это устроить?
— Конечно, ба, все будет сделано. Сейчас на загрузку этот фильм поставлю, как только скачается, диск тебе привезу на велике, хорошо?
— Спасибо, внучок. Ты не торопись, я еще «Дурную кровь» не досмотрела, мне три серии осталось. Надо же, как удобно — если куда-то нужно отойти, нажал на кнопочку, поставил на паузу и иди себе по своим делам! Спасибо за этот проигрыватель!
Таисия Петровна после отказа от новостей действительно стала чувствовать себя намного лучше. Пожилая женщина даже нашла время для прогулок: теперь никуда торопиться не надо, любимая передача всегда есть в записи.